1 Журнал салон красотыЖурнал Салон Красоты. Креатив
main
АРТ-ТЕРРИТОРИЯ, ИЛИ НЕСКОЛЬКО ШТРИХОВ К КАРТИНЕ ЗДОРОВЬЯ
Любовь Бабинцева |
Все началось в далеком 1938 году, когда британскому врачу Адриану Хиллу, неравнодушному к живописи, как-то раз пришла в голову идея принести в туберкулезную палату холсты, кисти и краски. Профессор, обеспокоенный психологическим состоянием своих подопечных, хотел отвлечь их от переживаний и тяжелых мыслей с помощью рисования. Через некоторое время доктор Хилл обнаружил, что многие из пациентов довольно быстро пошли на поправку. Результаты исследований он изложил в научном труде, а новой лечебной практике дал имя «арт-терапия».

Если доктора Хилла можно смело назвать отцом методики, то матерей у нее было целых две и обе родом из Америки. Художница Эдит Крамер и психолог Маргарет Наумбург примерно в одно и то же время изучали, как творчество влияет на здоровье.
Первая полагала, что секрет эффективности арт-терапии заключен в самой природе искусства, «общение» с ним создает нужный психологический фон для выздоровления. Неважно, о каких расстройствах идет речь – физических или эмоциональных. Любой курс лечения будет эффективнее, если пациента увлечь музыкой, рисованием или танцами.
Маргарет Наумбург, со своей стороны, была уверена, что арт-терапия – это скорее метод диагностики, подсказывающий путь к подсознанию, помогающий человеку «увидеть свои чувства» и докопаться до первопричин психологических проблем.
В современной науке нашлось место для обеих точек зрения, причем каждая из них положила начало самостоятельному направлению арт-терапии.

Музей vs аптека
Созерцательной арт-терапией, основную мысль которой озвучила Эдит Крамер, занимался каждый из нас, кто хоть раз пытался поднять себе настроение и отвлечься от проблем насущных в картинной галерее, на концерте или просто в кино. Попытайтесь вспомнить: наверняка, прогуливаясь по Эрмитажу или Третьяковской галерее, вы ощущали, что одни полотна вызывают тревогу, другие – умиление, третьи не пробуждают никаких особых эмоций. Или, быть может, обращали внимание, что из зала, где выставлены иконы, выходишь умиротворенным, а с экспозиций абстракционистов – с чувством легкой усталости. А ведь то, что мы воспринимаем как волнение или радость, на самом деле является результатом изменений, происходящих на физиологическом уровне (учащение пульса, повышение потоотделения, выделение эндорфинов, всплеск адреналина etc).
Причина этих метаморфоз – импульсы, направляемые зрительными рецепторами к головному мозгу.

Характер ощущений зависит от множества обстоятельств. В частности, свою роль играют и сюжеты, и цветовая гамма, в которой выполнена картина, и даже живописная техника. Конечно, восприятие каждого полотна индивидуально, но есть определенные рекомендации, общие для всех. Допустим, в состоянии апатии либо в период восстановления после хирургических операций рекомендуется смотреть на яркие солнечные полотна (Грабарь «Февральская лазурь»), картины, иллюстрирующие весеннее пробуждение природы ото сна (Левитан «Март», «Весна в лесу») или рассвет над цветущей поляной (Куинджи «Восход солнца»).
Другой пример – статичные пейзажи, от которых веет тишиной и покоем. Они обладают relax-эффектом и будут полезны тем, кто хочет успокоить расшалившиеся нервы. К таким причисляют «Лунную ночь» Айвазовского, «Березовую рощу», «Днепр утром» и «Заросший пруд» Куинджи и др.

Похожим воздействием на человека обладает музыка, с той лишь разницей, что «поставщиком» эмоций здесь работают не зрительные, а слуховые рецепторы. Они распознают определенные звукосочетания и направляют информацию в центральную нервную систему, а уж та, как суровый командир, отдает организму соответствующие распоряжения: «к бою!», «смирно!», «вольно!». И тот покорно начинает работать в заданном режиме.
Залог успеха – правильный выбор композиций. Например, врач Жан Тан из Сиэтла установил, что проводимые трижды в неделю музыкальные сеансы (для эксперимента было выбрано несколько убаюкивающих, плавных произведений Моцарта) заметно снижают артериальное давление у пожилых людей. Очевидно, важно наличие живого, «человеческого» авторства: точно такой же опыт с использованием звуков морского прибоя ощутимого эффекта не дал.

Полную версию статьи читайте в журнале "Салон красоты" №4 (110)

© 2018 salon-krasoty.com  | Privacy Policy | All Rights Reserved. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сервер обязательна. Сообщения об ошибках, замечания и пожелания присылайте вебмастеру.
Яндекс цитирования.