1 Журнал салон красотыЖурнал Салон Красоты. Креатив
main
DANCE… DANCE? DANCE!
Наталья Волхонская |

 « – Tansoui? Bon! [хорошо (фр.)]

Дункан надевает есенинские кепи и пиджак. Музыка чувственная, незнакомая, беспокоящая.

Апаш – Изадора Дункан. Женщина – шарф.

Страшный и прекрасный танец. Узкое и розовое тело шарфа извивается в ее руках. Она ломает ему хребет, беспокойными пальцами сдавливает горло. Беспощадно и трагически свисает круглая шелковая голова ткани. Дункан кончила танец, распластав на ковре судорожно вытянувшийся труп своего призрачного партнера».

Анатолий Мариенгоф. «Роман без вранья»


Ах, как могла блистательная Изадора, не произнося ни единого слова, но всем естеством своим выразить бурю, бушевавшую в сердце! Согласитесь, каждому из нас в жизни порой ужасно не хватает возможности и умения выплеснуть чувства в движении. И дело, конечно же, не только в том, что далеко не всех при рождении, как говорится, поцеловала муза танца. С раннего детства родители нас учат, что открыто демонстрировать окружающим обиду, страх, гнев и даже радость просто неприлично. Столь строгие каноны воспитания не учитывают одной очень существенной детали: нет таких эмоций, которые не отражались бы в теле, как в зеркале. Оно знает и помнит все без исключения переживания человеческой души, и постоянно сдерживаемый, загоняемый силой воли внутрь негатив отравляет организм не хуже токсических веществ.

Есть и еще один важный момент. Из-за постоянного жесткого самоконтроля нарушается, а иногда и полностью теряется контакт с телом, и мы перестаем воспринимать импульсы и сигналы, которые оно нам посылает, в том числе и через эмоции. Такое «отчуждение» неминуемо ведет к различным заболеваниям, гиподинамии, стрессам, депрессии, непониманию и непринятию себя самого, окружающих и, как следствие, болезненному ощущению беспомощности и одиночества.


Таким образом, танец, дающий возможность и обрести согласие с собственным телом, и выразить чувства языком движения, с полным правом можно назвать не только высоким искусством, но и прекрасным способом сохранить здоровье и душевное равновесие. Именно это и легло в основу популярной ныне оздоровительной методики под названием «танцевальная терапия». О ней наверняка наслышаны многие, однако мало кто до конца понимает, что же это такое на самом деле. Меж тем не мешало бы разобраться, ведь в наших руках путеводная нить к выходу из многих сложных жизненных ситуаций, и упустить ее по меньшей мере нерационально.


Доктор Терпсихора

Придумала данс-терапию в 40-х годах прошлого века американская танцовщица и педагог-хореограф Мэрион Чейс. Работая во время войны в качестве сотрудницы Красного Креста в вашингтонской больнице Св. Елизаветы, она стала применять профессиональные секреты, чтобы помочь солдатам оправиться после ранений: грамотные балетные растяжки и физические упражнения значительно ускоряли реабилитационный процесс. Параллельно Чейс убедилась в справедливости одного своего давнишнего наблюдения. Еще преподавая до войны танец модерн, она отметила, что студентов гораздо больше интересует чувственно-экспрессивный диапазон и возможности движения, нежели сама техника исполнения. Переориентировав свои занятия в это русло, Чейс разработала оригинальную методику обучения и добилась прекрасных результатов. Эти наработки пригодились и в госпитале: танцевальные сеансы позволяли раненым преодолеть стресс, страх, депрессию, а значит, справиться не только с физической, но и с душевной болью. Ритмичное движение в унисон с другими приносило больным ощущение благополучия, расслабления, единения, и они быстрее шли на поправку.

Естественно, ярко выраженное положительное влияние танца на эмоциональную сферу просто не могло не заинтересовать соответствующих специалистов. Так, собственно, понятие «терапия» применительно к танцу вышло за рамки чисто восстановительной медицины и вплотную соприкоснулось с ее таинственной областью – человеческой психикой.


На грани подсознания

Практикующие психоаналитики открыли в новом методе массу возможностей и очень скоро начали активно использовать танцевально-двигательную терапию в работе с пациентами. К примеру, знаменитый психотерапевт Вильгельм Райх признавал: не важно, как двигается человек, самое главное – что он при этом ощущает. Райх попытался расшифровать «язык тела» и описал, как напряжение накапливается и выражается физически. Его концепция строилась на том, что подавленные эмоции собираются в теле в особых зонах – «паттернах», из которых формируется так называемый психофизический панцирь. Танец же позволяет не только достаточно точно выявить эти участки, но и разбить эмоциональные оковы, сбрасывая напряжение через физические движения.


Карл Густав Юнг в своей работе делал ставку на психотерапевтическую ценность артистических переживаний, которые он называл активным воображением. Юнг был убежден, что творческие задумки, фантазии, сны, образы или символы, отображенные в танце, способны извлечь неосознанные желания и потребности, освободить тело от вредной материи, а душу от болезненных аффектов. Кроме того, грамотный анализ спонтанного поведения человеческого тела и творческой экспрессии – прекрасная профилактика проблемных ситуаций.


Австро-американский психиатр Пауль Шильдер установил, что между последовательностью напряжения и расслабления мышц, из которых состоят танцевальные па, и психическими установками существуют тесные взаимоотношения. Оказывается, не только психические процессы задают те или иные мышечные функции, но также определенная последовательность напряжения и расслабления способна запустить специфические программы, изменить внутреннее состояние и даже смоделировать воображаемую ситуацию, которая соответствует мышечной активности.


Итак, благодаря работам ученых постепенно танец все больше становился не только действенным лекарством, но и вполне надежным мостиком между реальным миром и сферой так называемого бессознательного. В современном понимании танцевальной терапией называется вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной (то есть внутренней интеллектуальной), эмоциональной и физической жизни человека. Проще говоря, она представляет собой синтез лечебно-восстановительной физкультуры, психофизических техник и психологических тренингов, направленных на коррекцию личностного развития.

Теперь возникает закономерный вопрос: возможно ли добиться достойных результатов самостоятельно, не тратя время на систематические занятия с танцетерапевтом? Может быть, нужно лишь чаще посещать дискотеки?


Полную версию статьи читайте в журнале "Салон красоты" №2 (119)


© 2018 salon-krasoty.com  | Privacy Policy | All Rights Reserved. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сервер обязательна. Сообщения об ошибках, замечания и пожелания присылайте вебмастеру.
Яндекс цитирования.